Теплом в небо
Юрий Гладышев, главный инженер ОАО «Киевэнерго»: У нас потери где-то, если не ошибаюсь, в этом году 17,2 процентов. Где-то 17,2 процентов – это от количества тепловой энергии, которое транспортируется потребителям.
На улице 23 мороза, а люк аж печет! Его температура – плюс семьдесят четыре.
Святослав Павлюк, эксперт по энергосбережению:
Фактично, на них можна спробувати зварити яйце, принаймні бездомні точно не залишаться голодними, і точно не будуть мерзнути.
А вот так светится дорога. При минус 23-х, теплосеть прогрела асфальт почти до нуля.
Вот это – фотография надземных теплосетей. Местами труба раскалена до плюс 65-ти.
А об этот кран можно обжечься. Он разгорелся до 94-х.
Эксперт по энергосбережению Святослав Павлюк может похвастаться целым подборкой фотографий, где тепловики греют воздух.
Святослав Павлюк, эксперт по энергосбережению: На вході в будинок ми отримуємо фактично 51% тепла, від спаленого в котельні газу. Плюс на додаток в будинках з того, що ми міряли разом з хорошими польськими фахівцями, котрі відповідають своєю кишенею за достовірність даних, в українських громадських будівлях, дитсадках і школах втрачається до 75-77% тепла, котре можна не витрачати.
Николай Азаров, премьер-министр Украины, 7 сентября 2011 года: Ми просимо у наших громадян робити все, що від них залежить для економії енергоресурсів. Тому що в умовах виритої для всього суспільства газової ями, кабального газового контракту – зачинене вікно, утеплені двері і ощадливе використання газової плити – це питання патріотизму і виживання.
Такой рецепт чиновники предлагали украинцам еще осенью. Но новые стеклопакеты – не панацея.
Александр Николаенко, эксперт по энергосбережению: У будівлях втрати є найбільшими – понад 40% від первинної енергії.
Вот дом, построенный еще в советские времена. Если посмотреть на него через тепловизор, видно, что металлопластиковые окна, как и стены, тепло не держат.
Наружная температура этой панели – 12 градусов тепла. Чтобы раскочегарить такую коробку надо сжечь не один кубометр газа. А когда градус поднимается, люди начинают открывать окна для проветривания и выпускать оплаченное тепло.
Эксперты, опираясь на зарубежный опыт, советуют кардинально менять ситуацию – утеплять не фрагменты, а целые дома. Но для этого в бюджете денег нет. Нужен инвестор. Чиновники о таком только сели думать – вот в этом здании. Это Министерство жилищно-коммунального хозяйства.
На тепловизоре здание выглядит вот так. Оно щедро греет улицу через открытые форточки.
Ольга Маштакова, пресс-секретарь Минрегионстроя и ЖКХ: Мають відповідно бути відкриті кватирки для того, щоб приміщення провітрювалося.
А чому не можна терморегулятори поставити, знову ж таки? Терморегулятор – це кошти. Згідно діючих постанов Кабінету міністрів, не можна витрачати: на поточні ремонти, на капітальні ремонти, тому що зараз іде економія бюджетних ресурсів.
Пока чиновники греются под открытыми форточками, украинцы продолжают платить из собственного кармана, обогревая атмосферу.